Не всем первоклассникам удаётся успешно справляться с теми трудностями, которые ожидают их в школе. Принято считать, что адаптационный период заканчивается уже через месяц-другой. Но на практике всё выходит совсем не так. Бывает, что ребёнок и через год чувствует себя в школе неуютно. И во многом от родителей зависит, насколько быстро малыш привыкнет к школе. Существует четыре основных проблемы, с которыми ребёнок сталкивается в первые недели учебного года.

1. Трудности в общении

Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: со стороны учителей и со стороны одноклассников. В детском коллективе очень жёсткие правила. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения – выясняют, кто какую роль займёт в их новой «игре». Детсадовский ребёнок в более выгодном положении – он уже знает своё место в коллективе. А ребёнок, который воспитывался с родителями и привык быть в центре внимания семьи. Будет и здесь ожидать первых ролей, из-за чего у него может возникнуть масса неприятностей.

Советы родителям:

✓     Как можно больше общения вне школы!

✓     Поддерживайте любую дружбу вашего ребёнка со сверстниками! Очень важно, чтобы он не был один, нашёл себе товарища, а ещё лучше нескольких.

✓     Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнить его достижения – вчера и сегодня.

✓     Не настраивайте ребёнка на отличные результаты. Как правило в первых классах у детей многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование.

✓     Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось.

2.  Трудности восприятия и концентрации

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме. А ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если родители не научили ребёнка воспринимать информацию, мало разговаривали с ним и не слишком серьёзно относились к его детским вопросам, то здесь проблем не избежать. Сегодня большинство детей изголодалось по человеческому общению. Родители всё чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных детей – телевизору. А это никому не идёт на пользу.

Советы родителям:

✓     Каждый вечер разговаривайте с ребёнком о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал.

✓     Если случилось так, что ребёнок не хочет идти в школу, немедленно бейте тревогу. Поговорите с учителем, идите к школьному психологу, вместе вы легче найдёте причину.

✓     Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные игры и упражнения.

✓     Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих  и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

3. Трудности организационного характера

Первоклассник должен уметь обслужить себя, например, переодеться. Важно научить его организовывать свою «работу», навести порядок на столе. Школьные принадлежности  лучше выбирать вместе. Частенько бывает так, что родители покупают ребёнку самый модный и  дорогой рюкзак, а он не может даже его открыть.

Советы родителям:

✓     Помогите ребёнку организовать распорядок занятий и отдыха вне школы.

✓     Всегда просите его переодеваться после школы – это помогает ребёнку переключиться, отдохнуть.

✓     Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше всё сделать после небольшого отдыха.

✓     Делайте уроки не больше одного часа!

✓     Не пугайтесь, если ваш ребёнок среди бела дня захочет отдохнуть – дневной сон пойдёт ему только на пользу.

4. Трудности, связанные с недостаточным физическим здоровьем

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т.д. создают дополнительные трудности в процессе учёбы.

Советы родителям:

✓     Попробуйте занимать вместе с ребёнком, вносите в занятие элемент игры

✓     Одна из самых распространённых ошибок – заставлять ребёнка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в  чистовик. Зачем нужна лишняя нагрузка?

✓     Если вы видите, что ребёнок устал, начал выводить каракули, лучше остановиться на время и отдохнуть. Письмо не должно быть для него наказанием.

Для того чтобы ребёнку было легче преодолеть все эти трудности, постарайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или двоечник, он всё равно для вас самый, самый … Любимый.

Удачи, терпения и любви вам!

Для того чтобы родители могли сами оценить подготовленность ребёнка к школе, предлагаем вам небольшой тест.

Искренне ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.           Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

2.           Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там многое узнает и ему будет интересно учиться?

3.           Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?

4.           Стесняется ли ваш ребёнок в присутствии незнакомых?

5.           Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы  по картинке не короче чем из 10 предложений?

6.           Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.           Умеет ли ваш ребёнок ориентироваться в пространстве?

8.           Умеет ли ваш ребёнок считать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?

9.           Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

10.       Может ли он решать простые задачи на вычитание  или сложение?

11.       Имеет ли ваш ребёнок твёрдую руку?

12.       Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.       Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем?

14.       Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?

15.       знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?

16.       Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, лук, морковь)?

17.       Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, конструировать…

18.       Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты теста

Посчитайте все утвердительные ответы (каждый из них равен одному баллу).

15-18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут. Будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов на которые вы ответили «нет», подскажет вам, на что необходимо направить ваши усилия.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, приходите к школьному психологу, идите к учителю, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, что ему трудно даётся.

Если результаты теста не оправдали ваших ожиданий, не расстраивайтесь. Ребёнок ждёт вашей помощи и если вы готовы ему помочь, то дело поправимое.

Вот несколько правил вам на помощь:

✓      занятия должны быть обоюдно добровольными;

✓      их длительность не должна превышать 35 минут;

✓      не заставляйте ребёнка заниматься, если он утомлён.

✓      постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе  не слишком эффективен;

✓     не «дрессируйте»  ребёнка на сложение и вычитание, на чтение словами, занятия в форме игры будут интереснее и полезнее ребёнку.